Основные концепции Internet

Интернет - это компьютерная сеть. Назначение любой компьютерной сети - дать компьютерам возможность "общаться", то есть обмениваться друг с дружкой информацией.

Когда такой обмен происходит нечасто (допустим, Вы выполнили какую-то работу и отвезли её показать заказчику), Вы можете воспользоваться внешним носителем: дискетой, компакт-диском и т.п. Но представьте, например, что ваша работа требует постоянного обмена. Например, вы сидите в редакции, обрабатываете изображения и передаёте их верстальщику. Если этот верстальщик сидит в соседней комнате, то можно к нему "сбегать с дискеткой". Но если он находится в другом здании, а то и в другом городе, то нужно уже что-то другое.
В прежние времена такой обмен информацией с помощью внешних носителей называли в шутку "Floppy-net", от английского названия дискеты: Floppy Disk. Нужно отметить, что "Floppy-net" был сомнительным удовольствием.

Итак, если компьютеры обмениваются информацией достаточно часто, то возникает необходимость объединить их в сеть. Каким образом они соединяются, сейчас не важно, но цель такого соединения - создать единое информационное пространство, в котором обмен информацией между компьютерами происходит почти так же легко, как внутри одного компьютера, когда Вы копируете файлы с одного диска на другой. Компьютеры, объединенные в сеть, называют узлами сети. Глобальная компьютерная сеть Небольшие группы компьютеров, расположенных недалеко друг от друга, объединяют в так называемые локальные сети. Например, может существовать локальная сеть предприятия или института. Внутри такой сети узлы могут "общаться" между собой, но получить к ней доступ "извне", с компьютера, не подключенного к этой сети, невозможно.

Локальные сети могут включать в себя довольно много узлов, но всё же имеется ряд ограничений, не позволяющих построить "одну большую" локальную сеть на весь мир (поэтому они и называются локальными). Тем не менее, существует способ соединения нескольких локальных сетей между собой. Получается "сеть сетей". Тогда компьютеры из одной сети смогут через это соединение "общаться" с компьютерами другой сети. Например, из офиса Вы сможет получить доступ к сети магазина или склада.

"Сети сетей" также можно объединить между собой, а их объединения - между собой, и так далее, пока мы не получим глобальную сеть, объединяющую все компьютеры, в которой любой узел может найти "дорожку" к любому другому узлу. Тогда студент из Новосибирска сможет соединиться с библиотекой Конгресса США, а хакер из Воркуты - с сервером Пентагона, как если бы все они находились по соседству.

Такой глобальной "сетью всех сетей" и является Интернет. Благодаря Интернету единое информационное пространство расширилось до масштабов планеты.

Прежде всего, разберёмся, каким же образом компьютерам удается не заблудиться в этом "лесу" информационного пространства и отыскивать те самые "дорожки" к нужным узлам? Очевидно, что каждый узел сети должен иметь некий "адрес", по которому его можно безошибочно найти. Кроме того, нужна карта, позволяющая "добраться" по этому адресу. Например, в телефонной сети каждый абонент имеет принадлежащий только ему номер, а телефонная станция соединяет один номер с другим.

В Интернете происходит примерно то же самое.

Каждый компьютер, подключенный к глобальной сети, получает уникальный для всей сети адрес, называемый IP-адресом. IP-адрес состоит из четырех чисел в диапазоне от 0 до 255, что теоретически позволяет закодировать чуть больше 4 миллиардов адресов.

Что касается карты, то в Интернете скорее действует принцип "язык до Киева доведёт": там, где более мелкие сети соединяются в более крупные, установлены специальные устройства. Эти устройства, хотя и не содержат полной "карты" Интернета, то есть не могут знать точного маршрута до нужного вам адреса, но, проанализировав IP-адрес, они подскажут, в каком направлении лучше двигаться.
Там вы встретите другое такое устройство, которое также укажет вам дальнейший путь в пределах свое "зоны видимости". В конце концов, вы доберетесь до ближайшего к вашему адресату устройства, которое уже "подведёт вас за ручку" к нужному узлу.

Таким образом, компьютеры в сети соединяются друг с дружкой. И с этой точки зрения они равноправны, то есть каждый может соединиться с каждым. Однако с точки зрения выполняемых функций существует два больших класса: клиенты и серверы. Назначение Серверов состоит в обслуживании клиентов.

Например, существуют файловые серверы. Они служат хранилищем информации, которую клиенты могут черпать из них по мере необходимости, а не хранить у себя. Продолжая аналогию с телефонной сетью, можно сказать, что все абоненты в ней равноправны с точки зрения соединения, но когда вы собираетесь встречать родственника из другого города и звоните на вокзал, чтобы узнать расписание поездов, вы выступаете в роли клиента, а справочная служба вокзала, соответственно, в роли сервера. При этом ничто не мешает, поговорив с Вами, справочной самой превратиться в "клиента": допустим, позвонить в бухгалтерию и узнать, когда же, наконец, будут выдавать зарплату. Клиенты и серверы не универсальны, а решают вполне определенные задачи. То есть нельзя позвонить в бухгалтерию, чтобы узнать, когда прибудет поезд; для этого нужен или другой "сервер" (не бухгалтерия, а справочная служба), или другой "клиент" (не Вы, ожидающий родственника, а сотрудник, ожидающий зарплаты).

Поэтому существует масса "разнопрофильных" программ-серверов и соответствующих им программ-клиентов, которые в совокупности образуют различные системы Интернета. Одной из наиболее распространенных и знакомых, наверное, Вам систем Интернета является WorldwideWeb (сокращенно WWW). "Всемирная паутина" или просто Веб, как её называют - это те самые, сайты, которые вы посещаете, выходя в Интернет, и создание которых называется "Веб-дизайном", чем мы с Вами и будем заниматься.

Иногда некоторые люди ошибочно отождествляют Интернет и WWW, хотя это абсолютно неправильно. Веб - лишь одна из систем Интернета. Кроме неё существует электронная почта, пересылка файлов и множество других систем. WWW изобрел человек по имени Тим Бёрнерс-Ли, ныне член Английского Королевского научного общества и даже обладатель звания рыцаря Ордена Британской Империи. В 1989 году Бернерс-Ли работал в Европейской лаборатории элементарных частиц, что в Женеве. Бернерс-Ли задался целью разработать систему для объединения разрозненных работ по физическим исследованиям, систему для связывания частей информации. Он её успешно разработал, и эта система включала все базовые элементы современного веба.

Во-первых, язык для установления связей между разрозненными кусками информации (HTML, который мы будем изучать в дальнейшем), во-вторых, правила циркуляции информации в компьютерных сетях (так называемый протокол HTTP) и в-третьих, систему адресов (тех, что у нас у всех на слуху: www, точка и т.д.)
Код html на экране, теги, символы
Кроме того, Бернерс-Ли с коллегами разработал соответствующие программы: сервер и клиент для своей системы. Первый Веб-сервер для хранения фрагментов информации был запущен на компьютере NeXT все в той же Женевской лаборатории.

Первый веб-клиент для доступа к этой информации, её просмотра назывался WWW, как и сама сеть, и в нем были реализованы практически все элементы современного браузера. 

"Браузерами" называют веб-клиенты, т.е. программы для просмотра сайтов (от английского слова browse - пролистать, проглядеть). Браузер является "посредником" между пользователем и сервером: когда вы пишите в адресной строке браузера адрес некоего сайта, браузер отправляет запрос серверу, на котором хранится этот сайт, получает от него информацию, переводит её с языка HTML на "человеческий" и показывает Вам в виде запрошенного Вами сайта.

История развития браузеров - это история ожесточенной борьбы, взлётов и падений. Исторически сложилось так, что на сегодня мы имеем одним из наиболее распространённых браузеров встроенную в операционную систему Windows программу Internet Explorer.

В 1991 году проект "WWW" влился в тогда ещё только американскую сеть Интернет. Система очень быстро набирала популярность благодаря таким своим качествам, как проста и универсальность: по задумке Бернерса-Ли, размещенные в WWW документы должны были открываться на любом компьютере, вне зависимости от операционной системы и возможностей вывода. Именно универсальность является одним из главных свойств WWW.
В 1994 году объем циркулирующей в WWW информации превысил объем информации в других Интернет-системах, ну а какое место всемирная паутина занимает в жизни современного человека, я думаю, можно не уточнять. Находится всё меньше сфер человеческой деятельности, где бы не были протянуты её нити.

Как вы помните, адресом в сети Интернет является IP-адрес.

Следовательно, теоретически, чтобы дать браузеру команду показать тот или иной сайт, Вы должны указать в адресной строке IP-адрес компьютера, веб-сервера, на котором хранится этот сайт. Но что компьютеру хорошо, то человеку смерть. Если бы нам пришлось пользоваться IP-адресами, возможно, всемирная паутина и не получила бы столь широкого распространения.

Вы, наверное, имеете некоторый опыт работы с Сетью, и адрес сайта для Вас - это не циферки, а нечто вроде www.что-то такое.ru. Как же подобные привычные нам веб-адреса соотносятся с реальными IP-адресами серверов?

Для этого была введена система так называемых доменных имён, поставившая в соответствие IP-адресам "человеческие" слова, как правило, отражающие содержание сайта или его название. Система называется DNS (Domain Name System). Благодаря этой системе, вы можете вместо 213.180.216.200 набрать адрес www.yandex.ru и попасть на один и тот же сайт.

Точно так же в мобильном телефоне вам достаточно выбрать имя того, кому вы хотите позвонить, а телефонный номер будет взят из адресной книжки автоматически. Разница в том, что в Интернете такая "адресная книжка" расположена вне вашего компьютера, а распределена по специальным DNS-серверам; она едина для всех, и любой человек, набравший www.yandex.ru, попадет на сайт поисковой системы Яндекс, а не, допустим, Рамблер.

Итак, с помощью доменного имени (ну, или с помощью IP-адреса, если вы питаете слабость к цифрам) мы можем обратиться к некоторому сайту "всемирной паутины". Что же происходит дальше? Как этот сайт показывается нам? Сайт состоит из так называемых страниц, и браузер показывает нам его постранично, т.е. в один момент времени мы видим на экране одну страницу сайта. Таким образом, кроме доменного имени браузер должен "знать" ещё и адрес интересующей нас страницы. С точки зрения хранения на сервере, страницы - это просто файлы, и адресом страницы является имя файла. От доменного имени оно отделяется слешом - символом косой черты "/".

Кроме того, файлы, как известно, могут быть "разложены" по папкам. В таком случае между доменным именем и именем страницы указывается "путь" к файлу. Имена папок также отделяются слешами. Наконец, существует ещё один вариант: мы вообще не указываем имя страницы, а это случается в большинстве случаев. На такой случай на сервере имеется страница по умолчанию, называемая "главной" или "домашней" страницей. Это, так сказать, парадный вход на сайт.

Описанная выше система адресов называется URL (Uniform Resource Locator, Единый указатель ресурсов). Эта система была разработана Тимом Бернерсом-Ли, и она позволяет однозначно определить любой документ во всемирной сети.
URL включает в себя имя домена, как обязательную составляющую, "путь", т.е. имена папок, каталогов, в которых находится документ, и собственно название документа. Кроме этого URL может содержать ещё некоторые элементы, которыми мы не будем сейчас забивать себе голову.
Составные части веб-сайта: html, seo, дизайн, идея Страница - это составная часть сайта, законченная порция информации. В рамках сайта страницы связаны между собой, как в книжном переплёте, и мы можем "перелистывать" их, переходить от одной страницы к другой, оставаясь в пределах сайта, как бы читая одну книгу.

Веб-Сайт - это совокупность связанных друг с другом "страниц", объединенных по какому-то признаку: по тематике содержащейся на них информации, по автору или по какому-либо другому. В конце концов, просто по объединению под одним доменным именем.

Однако аналогия с книгой уместна лишь отчасти. Во-первых, в отличие от книги, сайт, как правило, делится на страницы не по объёму размещаемой на них информации, а по содержанию. Название "страница" достаточно условно. Это, прежде всего, некая законченная порция информации. Страница может состоять из двух строчек, а может вмещать текст объёмом с хороший том. Поэтому и листают страницы сайта обычно не последовательно, как в книге, а сразу переходят к странице, содержащей нужную информацию.

Во-вторых, и это главное, границы "книги", которую вы читаете, достаточно расплывчаты. Перелистнув очередную страницу, Вы запросто можете оказаться в совершенно другой книге, т.е. на другом сайте, иногда даже и не заметив этого. Родоначальником этой идеи является Теодор Нельсон, предлагавший создать "документарную вселенную", связав все тексты, произведенные человечеством, перекрёстными ссылками. Такую совокупность связанных текстов Нельсон назвал "гипертекстом".

Другим пионером гипертекста был Даглас Энгельбарт, который, кроме всего прочего, изобрёл компьютерную мышь. Под его руководством в конце 60-х годов была разработана система, включавшая ссылочные связи между фрагментами информации. Прародителем же гипертекста можно считать Ванневара Буша, в конце 40-х годов работавшего над машиной Memex для механизации поиска данных в научной литературе. Memex был не компьютерной системой, а электронно-механической - он использовал микрофильмы и фотоэлементы. Главной особенностью системы была возможность вводить взаимную связь элементов. И когда пользователь просматривал один из документов, он мог тут же вызвать связанный. Классическое определение гипертекста, которое дал Нельсон в 1987 г., - это "форма письма, которое ветвится или осуществляется по запросу". Иначе говоря, это "нелинейное письмо", которое "больше чем текст", т.е. сверх-текст, hypertext.

Более формальное определение гипертекста звучит так: гипертекст - это представление текстовой информации как сети, в которой читатели получают свободу перемещаться нелинейным образом. Переход от одного фрагмента гипертекста к другому осуществляется с помощью гиперссылок. Идею гипертекста и гиперссылок и заложил Тим Бернерс-Ли в основу WWW.
Любой фрагмент страницы может быть помечен как ссылка на другую страницу данного или любого другого сайта. Увидев интересующую нас ссылку, мы можем моментально "перейти по ней", т.е. попросить браузер показать страницу, на которую эта ссылка ведёт. Благодаря гиперссылкам и "плетётся всемирная паутина": миллиарды страниц ссылаются друг на друга, и, переходя с одной на другую, мы находим нужную нам информацию.

Язык для разметки гипертекста был назван языком гипертекстовой разметки или hypertext markup language, сокращенно HTML. На этом языке и пишутся веб-страницы.

Во-первых, HTML - это не язык программирования, а язык разметки, т.е. основу его составляет обычный человеческий текст, дополненный специальными знаками. И для его освоения вовсе не нужно быть программистом.

Во-вторых, веб-дизайн далеко не ограничивается рисованием картинок. Веб-дизайн - это не столько оформление информации, сколько "дизайн", так сказать, самой этой информации: её структурирование, выделение этих самых законченных фрагментов, установка между ними связей и т.д.

Тем не менее, результатом деятельности веб-дизайнера является документ на языке HTML, а в профессиональной работе обойтись без его знания затруднительно.

Нет доступа к просмотру комментариев.

^
Регистрация
Регистрируясь, вы принимаете правила сайта. Если вы не получили код подтв. регистрации - не забудьте проверить папку спам.
Логин*
Email*
Пароль*
Подтверждение пароля*
 
Логин*
Код*
 
×
Восстановление пароля
Пожалуйста, заполните поля, после чего вы получите код подтверждения на ваш Email. Если код не пришел в течении нескольких минут - проверьте папку спам.
Логин

или Email
Логин*
Код подтверждения*
Новый пароль*
Подтверждение пароля*
×
Авторизация
  • Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт.
  • Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
  • Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Авторизуйтесь с помощью соц. сети или с помощью аккаунта на сайте:
×